Методика бюджетирования

На многих предприятиях методика бюджетирования не менялась (или почти не менялась) в течение долгих лет. В своем нынешнем виде она малоприменима для управления, как и данные классического бухгалтерского учета. Принимая решения на основе предоставляемой таким образом информации, следует иметь в виду, что она или не соответствует специфическим требованиям предприятия, поскольку построена на основе регламентных положений, или поступает не в срок, в результате чего руководитель использует «мертвую» либо негибкую, скованную действующим законодательством отчетность. Поэтому при внедрении бюджетирования необходимо внимательно проанализировать управленческий учёт на предмет его пригодности для бюджетирования.

Существует два общепризнанных подхода к составлению бюджетов:

  • Приростное бюджетирование.
  • Бюджетирование “с нуля”.

Приростное бюджетирование

составление бюджетов на основе фактических результатов, достигнутых в предыдущем периоде. При таком подходе фактические показатели предыдущего периода корректируются с учетом маркетинговой стратегии, налоговой политики государства и других факторов. Преимуществом данного метода является его простота, поскольку он не требует значительных затрат на расчеты. Но данный метод имеет и существенный недостаток, т. к. в процессе бюджетирования не анализируется эффективность затрат, а достигнутые результаты автоматически переносятся на следующий период.

Бюджетирование “с нуля”

метод планирования, при котором менеджеры каждый раз должны обосновывать показатели бюджета, словно деятельность осуществляется впервые. Этот метод требует от каждого бюджетного центра детального анализа деятельности для выявления неэффективных операций и выбора наиболее выгодных направлений использования ресурсов. В отличие от приростного бюджетирования он дает возможность выявить проблемы и решить их на стадии планирования. В то же время данный метод — наиболее дорогой подход, поскольку требует значительных затрат времени и средств.

По мнению специалистов CITY целесообразно совмещать оба подхода — планировать на основании данных предшествующих периодов с учетом изменяющейся внешней и внутренней среды и проводить анализ деятельности и возможности изменения существующего положения, обосновывая значительные изменения затрат и продаж по сравнению с фактическими результатами.

Методика бюджетирования оформляется отдельным документом, который входит в состав Положения о бюджетировании.К сожалению, на большинстве отечественных предприятий методика существует только в головах сотрудников, занимающихся подготовкой и консолидацией бюджетов и отчетов, что порой вызывает трудности расчета показателей.

Корректно формализованная методика бюджетирования должна содержать следующие разделы:

  • Блок-схема формирования сводных бюджетов (последовательность составления бюджетов и связи между ними).
  • Методика формирования значения по каждой статье бюджета (описать максимально полно в произвольном формате).
  • Основные гипотезы и предположения, используемые при подготовке каждого бюджета.
  • Методика формирования фактической информации.
  • Методика проведения анализа исполнения бюджетов.

Подробная информация:

Написать сообщение в CITY