Концепция системы бюджетирования
Главный смысл бюджетирования сводится к повышению финансово-экономической эффективности и финансовой устойчивости предприятия путем координации усилий всех подразделений на достижение конечного, количественно определенного результата.
Цель постановки и внедрения системы бюджетирования (бюджетное управление):
- Получить прогноз финансово-хозяйственного состояния предприятия.
- Согласовать плановые финансово-экономические показатели предприятия.
- Определить систему ответственности за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия (распределение финансовых полномочий и ответственности между руководителями компании).
- Провести сценарный анализ «Что будет, если ...».
- Определить систему контроля за результатами финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Концепция (или стандарт, или политика) бюджетирования – это основополагающий, рамочный документ, определяющий основные подходы к построению системы бюджетирования.
В основу концепции бюджетирования компании необходимо заложить следующие базовые принципы:
- Однозначность трактовки используемых терминов и понятий; единство и непротиворечивость управленческой учетной политики, используемых методик, формата предоставления данных.
- Классификаторы, бюджетные формы, алгоритмы расчетов и используемые методики являются унифицированными и обязательными для всех участников бюджетного процесса.
- Каждый участник бюджетного процесса несет персональную ответственность в зоне его компетенции. Персонификация ответственности участников бюджетного процесса должна поддерживаться внутренними нормативными документами и обеспечиваться средствами установления персонального доступа в автоматизированных системах, поддерживающих бюджетный процесс.
- Процесс планирования, учета, контроля, анализа и корректировки бюджетов осуществляется непрерывно в соответствии с утвержденным регламентом бюджетирования.
- Недопустимость изменения плановых показателей по прошедшим периодам.
- Обеспеченность планируемых бюджетных мероприятий необходимыми производственными и финансовыми ресурсами.
Основой разработки концепции бюджетирования выступают результаты комплексного обследования компании, в ходе которого проводится:
- Анализ и оценка существующей организационной структуры, системы планирования, учета и контроля в компании.
- Анализ действующих управленческих и информационных технологий (системы управленческого учета и отчетности, уровень автоматизации системы управления, формы, порядок и процедуры взаимодействия между подразделениями компании).
В рамках Концепции решаются следующие задачи:
- Определение единого понимания бюджетного процесса для всех участников бюджетного процесса (глоссарий бюджетирования).
- Определение цели, задач и принципов построения системы бюджетирования.
- Определение информационной базы для составления бюджетов (какая информация – внешняя и внутренняя, используется для составления бюджетов).
- Определение подхода к организации процесса бюджетирования («сверху-вниз», «снизу-вверх», смешанный, «бюджетирование на результат»).
- Определение основных параметров бюджетной системы.
- Определение ролей участников бюджетного процесса.
- Определение требований к информационной системе, автоматизирующей бюджетную модель.
В концепции предусматривается обоснование наиболее предпочтительных подходов к формированию системы бюджетирования компании. В частности, предполагается:
Разработанная концепция системы бюджетирования проходит уточнение и согласование с руководством компании, и после ее утверждения можно переходить к следующим этапам работ.