Финансовая стратегия после кризиса


Ирина Абрамова, управляющий партнер CITY Consulting Group

Пик предыдущего, так называемого, "глобального экономического кризиса" уже позади, многие страны вздохнули с облегчением. В их числе и Россия. Некоторые наши (российские) эксперты полагают, что экономике сейчас ничего не угрожает – цены на нефть выше 100 долларов за баррель, годовая инфляция в пределах 10%. 

О таком спокойствии свидетельствуют различные государственные программы, требующие затрат, "раздутые" социальные статьи бюджета и пониженное внимание к стабилизационному фонду. Мягко это можно назвать недальновидностью. Дефицит бюджета и госдолг США неуклонно растут. Испания, Португалия и Греция, чья совокупная доля в экономике еврозоны составляет более 15%, на грани дефолта, а ведь в Европу экспортируется более 90% российских энергоносителей. 

Лично я считаю, что события 2008-2009 годов были лишь первым небольшим потрясением мировой экономики. Это время было дано разумным компаниям на то, чтобы перестроить свои бизнес-модели, подходы к менеджменту, стратегии. Даже если кризис был пройден без особых проблем, необходимо сделать выводы и провести изменения. 

В кризис все активно сокращали издержки, закрывали инвестиционные проекты, повышали производительность труда и эффективность операций. Сейчас деньги возвращаются в бизнес, но с учетом вышесказанного, я бы не рекомендовала возвращать и былые подходы к управлению финансами. Необходимо продолжить курс на снижение долговой нагрузки, удерживать все затраты, которые напрямую не влияют на рост бизнеса на минимальных значениях. Также стоит продолжить работу по повышению операционной эффективности, но методы сейчас можно позволить себе более дорогостоящие. Например, внедрение ERP и BI систем, на которые в кризис точно не было денег. 

К сожалению, российские предприниматели считают, что повышение эффективности – это увольнение персонала и сокращение рекламных бюджетов. Горизонт планирования в частных компаниях тоже оставляет желать лучшего. Хорошо, если стратегия в них разрабатывается на год-два. В большинстве своем отечественные бизнесмены посчитали, что кризис позади и вновь принялись тратить деньги, причем часто эти затраты связаны с приобретением активов за рубежом. 

Я бы порекомендовала выстраивать финансовую стратегию в направлении повышения конкурентоспособности бизнеса. Даже если глобальных потрясений в ближайшее время не будет, это будет полезно при изменениях, которые будут сопровождать вступление России в ВТО – конкуренция на многих рынках обострится. Также стоит поработать в направлении зарубежных источников финансирования – российские деньги слишком дорогие. В сегодняшнее время вы можете позволить себе затраты на приведения бизнеса в форму, требуемую иностранными банками и инвестиционными фондами. Речь идет о повышении прозрачности операций, организационной структуры, системы управления финансами.

Источник: Финам.Инфо, июнь 2011

Оставить комментарий

Возврат к списку

Написать сообщение в CITY