Купи слона или как сделать бизнес-проект успешным


Ирина Абрамова, управляющий партнер CITY Consulting Group
 

В настоящее время на рынке представлено безумное количество "незрелых бизнес-проектов": нет стратегии завоевания рынка, нет понимания "продукта" и его конкурентных преимуществ, нет направленных капиталовложений, нет принципов работы и профессиональной команды, и, что важно, рынок часто не нуждается в подобных предложениях, несмотря на уверенность "собственников идей". В итоге зря потраченные ресурсы (время, деньги), неудовлетворенность и … оставшиеся заблуждения у инициаторов "нового бизнеса". 

Реальность такова, что рынок "перенаселен" предложениями, и конкуренция в этой связи растет безумными темпами честными и нечестными способами. Однако всегда есть компании, которым удается грамотно "выделиться из толпы", предложив потребителю "нечто свое, особое", рассказывает Ирина Абрамова, управляющий партнер CITY Consulting Group. 

Как показывает практика, деньги - не главное в процессе завоевания клиента, прежде всего, важны идеи и подходы к их реализации, источник того и иного - задействованный персонал и его квалификация, влияющие на стоимость и эффективность бизнеса. 

К сожалению, большинство компаний малого и среднего бизнеса не занимаются стратегическим планированием, живут сегодняшним днем и не в силах предугадать неудачи и промахи заранее, прежде чем те принесут убыток. Общаясь с клиентами по поводу стратегии развития их компаний, часто удивляюсь, почему они не видят того, что лежит на поверхности - бардак в компании (организационный, кадровый) и полная неопределенность, что будет завтра, хотя амбиций, и тех же денег, предостаточно. И приходиться начинать общение с азов, направляя мысли заказчиков в логическое русло, что есть бизнес и как правильно его надо строить. 

Помните детскую игру "Купи слона"? Сколько бы мы не придумали отговорок, что он нам не нужен, их было недостаточно, и новая порция "предложений" вновь сыпалась на нас. Мы повзрослели, роли поменялись, и теперь практически каждый из нас продает слонов разных калибров. Так почему одни это делают лучше, другие хуже, а третьи разоряются? 

Зависит все от системы работы "продавец-покупатель". Удовлетворение потребителя базируется, прежде всего, на "радости" - свойствах, функциях, своевременности, стоимости, удобстве обслуживания, надежности и длинном списке других характеристик. Если вам удается учитывать "правила игры", то вы победитель, если же нет - то проигравший. А самое важное то, что процесс "ухаживания за клиентом" бессрочный - зависим мы от него, а не он от нас. 

Подходов для оценки нового либо существующего бизнес-проекта предостаточно, но хотел бы остановиться на одном, парадигме "10 P", с автором которой, Эдвардом Ферном, имела честь быть знакомой и к которой пришла сама, выполняя проекты разного уровня. Согласно общему видению, если компания стремиться вложить потребительские ценности в свои "инновации" - новые продукты, то еще до их "появления на свет" необходимо учитывать: 

  • Positioning (позиционирование) - что необходимо для идентификации нового продукта и его отличительных свойств от продуктов конкурентов. Благодарю созданному "набору", клиенты четко понимают, что они получают от вас и чего не могут получить от других (совсем или на тех же условиях). 

  • Planning (планирование) - что ждет (риски) и что необходимо предпринимать для своевременного выпуска продукции. Ваши клиенты верят, что в запланированные сроки и при ожидаемых затратах они получат именно то, что им крайне необходимо. Малейшая оплошность с вашей стороны, и уже кто-то другой занимает ваше место на рынке. 

  • Partnering (партнерство) - каких партнеров выбрать и почему, кто поможет сделать новое предложение стратегически важным и привлекательным для рынка. Увы, возможности компаний ограничены, поэтому кооперация позволяет достигать лучших результатов. 

  • Producing (производство) - какие инструменты и технологии необходимы для создания Вашего продукта, эргономика продукта, закупок и затрат. 

  • Processing (процессы) - что и как необходимо делать для достижения поставленных задач. 

  • Packaging (комплектация) - какова должна быть целесообразная укомплектованность (привлекательная начинка) продукта, удовлетворяющего запросам рынка. 

  • Pricing (стоимость) - какая цена должна максимизировать доходы и прибыль собственника, привлекая при этом клиентов. 

  • Promotion (продвижение) - какие маркетинговые каналы и способы продвижения необходимо использовать, чтобы заявить о своем продукте. 

  • Placing (размещение) - какими инструментами привлекать внимание и мотивировать на совершение покупки именно вашего продукта. 

  • Pleasing (удовлетворение) - как выявлять, соответствовать и поддерживать требования по обслуживанию потребителей в вашем целевом сегменте рынка. 

К сожалению, большинство компаний не следуют подобному "продакт-менеджменту" (product management), завязнув на одном из направлений, в итоге даже удачная идея превращается в никому не нужную и "дело закрывается". Еще одна из ошибок - многие забывают, "руками и мозгами" кого будет поддерживаться тот или иной процесс. В гонке за радужными прибылями абсолютно не учитываются возможности и мнения специалистов компании, ведь бытует мнение, что "незаменимых нет", рынок огромен, кадров достаточно… Посмею поспорить, наглядный пример: вы получили известие, что завтра начинается война и срочно необходимо сформировать линию защиты. Кого вы будете привлекать, несмотря на "огромный выбор"? Детей, инвалидов, женщин или здоровых мужчин для защиты, в том числе, и собственной жизни? Вроде бы все понятно и логично, а вот в кадровой политике ряда компаний подобной логики не наблюдаю, ведущее звено в цепи отсутствует. В этой связи, к приведенной выше парадигме "10 P" хочу добавить еще один раздел: 

  • Personal (персонал) - как подбирать и оценивать претендентов, развивать необходимые бизнесу навыки, мотивировать на эффективную работу по созданию конкурентных продуктов. 

Следование данным принципам и постоянная работа по совершенствованию бизнес-процессов по каждому направлению позволит любую деятельность (проект) сделать полезным и эффективным как для себя, компании, ее продуктов, так и для потребителей.

Источник: Личные деньги, июнь 2011.

Оставить комментарий

Возврат к списку

Написать сообщение в CITY